Сделай доброе дело - помоги Злу победить! // Душитель свободы и демократии// EVIL IS GOOD
06.08.2012 в 07:25
Пишет nolofinve:Битва продовжуеться. Челлендж.
URL записи05.08.2012 в 21:32
Пишет fandom Silmarillion 2012:fandom Silmarillion 2012: Level 2. Quest 4: Челлендж
1. Название: Тэнгвар для гадания
Автор: fandom Silmarillion 2012
Форма: керамика, молочный обжиг
Категория: джен
Рейтинг: G
Примечание: Буквы принадлежат эльфийской письменности "тэнгвар", придуманной Дж.Р.Р.Толкином. Руны могут использоваться для гадания по аналогии со скандинавскими рунами.
Форма для голосования: #. fandom Silmarillion 2012 - работа "Тэнгвар для гадания"








2.Название: Пробуждение балрога
Форма: рисование пластилином
Персонажи: балрог
Категория: джен
Рейтинг: G
Примечание: В глубинах земли пробуждается огненное чудовище - балрог...
Форма для голосования: #. fandom Silmarillion 2012 - работа "Пробуждение балрога"


3.Название: Манвэ
Форма: рисование пластилином
Персонажи: Манвэ
Категория: джен
Рейтинг: G
Примечание: Манвэ - глава Валар, Повелитель Ветров...
Форма для голосования: #. fandom Silmarillion 2012 - работа "Манвэ"


4.Название: Гербы
Форма: вышивка (гладь)
Категория: джен
Рейтинг: G
Исходники: Рисунки гербов авторства Дж.Р.Р.Толкина
Размер: 6 салфеток
Примечание: Для эльфов и людей королевских родов Дж.Р.Р.Толкин нарисовал гербы. Здесь вышиты гербы трех сыновей короля Финвэ (Феанора, Финголфина и Финарфина), два герба Лютиэн, дочери короля Тингола и герб Идрили, дочери короля Тургона.
Форма для голосования: #. fandom Silmarillion 2012 - работа "Гербы"

5.Название: Лэйтиан
Фотограф: fandom Silmarillion 2012
Обработка фото: fandom Silmarillion 2012
Текст: Дж.Р.Р.Р.Толкиен "Сильмариллион"
Форма: куклокосплей, фотоистория
Категория: гет, джен
Пейринг: Берен/Лютиэн, Келегорм/Лютиэн, Куруфин, Финрод, Даэрон
Рейтинг: G
Исходники: куклы - фирм Mattel, Fashion Royalty и M&C Toy Centre Ltd, а также неизвестных китайских производителей, одежда - fandom Silmarillion 2012 и фирмы Mattel
Размер: 6 фото
Примечание: Фотоистория освещает не всю историю Берена и Лютиэн, а только некоторые эпизоды.
Форма для голосования: #. fandom Silmarillion 2012 - работа "Лэйтиан"







6. Название: Друзья
Фотограф: fandom Silmarillion 2012
Форма: Куклокосплей
Категория: джен
Персонажи: Фингон (Финдекано), Маэдрос (Майтимо)
Рейтинг: G
Исходники: куклы - фирма MOOQLA, костюмы сшиты анонимными доброжелателями.
Размер: 9 фото
Форма для голосования: #. fandom Silmarillion 2012 - работа "Друзья"

7.Название: Роль эдайн (народа людей) в Первой Эпохе
Форма: фандомная статья
Персонажи: эдайн (люди)
Категория: джен
Рейтинг: G
Размер: 2050 слов
Примечание: В "Сильмариллионе" говорится не только об эльфах. Люди (их называют "эдайн") играют важную роль в повествовании.
Форма для голосования: #. fandom Silmarillion 2012 - работа "Роль эдайн (народа людей) в Первой Эпохе"
Несмотря на общее повальное увлечение читателей Толкина эльфами (особенно это проявляется при чтении «Сильмариллиона») следует отметить, что автор очень много внимания уделял людям, более того, люди в Первой Эпохе играют важную роль в истории Белерианда. Три «больших» почти самостоятельных повести (о Берене и Лютиэн, о Турине и драконе, о Туоре и падении Гондолина) говорят именно о людях, а эльфы играют роль их окружения и второстепенных героев. Хотя в случае Берена и Лютиэн эльфийка Лютиэн играет одну из главных ролей – но, тем не менее, двигателем сюжета является именно Берен.
Но следует начать с начала, то есть с прихода людей в Белерианд. С самого своего появления люди стали играть важную роль в жизни Белерианда. Эльфийские владыки, услышав о новом народе от Финрода, сразу же заинтересовались потенциальными союзниками (здесь следует отметить, что подобного ажиотажа насчет гномов раньше не наблюдалось, то есть люди заинтересовали эльфов куда больше). Как говорится в главе «О приходе людей на запад» «… многие другие эльфы западных земель, нолдор и синдар, приходили в Эстолад, желая видеть эдайн, чье появление давно было предсказано… Финголфин, как король нолдор, послал к ним вестников, и многие молодые и энергичные люди из эдайн ушли и поступили на службу к королям и владыкам эльдар… Поэтому короли трех домов нолдор, узрев надежду в силе сынов людей, послали к ним весть, что любой из эдайн, который пожелает, может прийти и поселиться среди эльфов» (с) "Сильмариллион".
Как известно, люди Беора стали вассалами Финрода и его братьев, люди Хадора – верховного короля Финголфина и его сына Фингона. Люди Халет не стали служить никому, но заключили союз с Тинголом, владыкой Дориата, обязуясь защищать его западные границы. Люди были вассалами и подчинялись эльфийским владыкам – однако, нельзя сказать, что это происходило только потому, что эльфы – «высший народ». На самом деле, эльфы и люди у Толкина – равны, оба народа – Дети Эру, но дело здесь в том, что люди пробудились позже и имели меньше знаний и «жизненного опыта», чем эльфы, этим и объясняется их подчиненное положение. Кроме того, люди пришли на земли, уже занятые эльфами, и были обязаны поддерживать с ними военный союз за то, что получили право жить на этих землях. Но следует уточнить, что, скорее всего, какого-то экономического подчинения не было. Судя по всему, эльфы и люди обеспечивали свои нужды самостоятельно, а то, что не могли сделать сами (или делали хуже) – покупали. Ни одного упоминания, что некто платил дань или налоги, в текстах нет. Скорее всего, имело место взаимовыгодное сотрудничество (эльфы и люди обменивались плодами своего труда), а «подчинение» людей состояло только в соблюдении эльфийских законов и в военной помощи. Эльфы не вмешивались во внутренние дела людей (равно как и наоборот). Собственно, эльфы и люди даже жили на раздельных землях: «Но через некоторое время короли эльфов, видя, что негоже эльфам и людям жить вместе без всякого порядка, и что людям необходимы владыки из собственного народа, определили земли, где люди могли жить сами и назначили вождей, которые свободно управляли этими землями. Они были союзниками эльдар в войне, но шли в бой под началом своих командиров. Но многие из эдайн с удовольствием дружили с эльфами и жили среди них так долго, как могли; и юноши часто служили некоторое время в воинствах (эльфийских) королей» (с) «Сильмариллион». Следует уточнить, что «назначенные вожди» происходили из родов вождей людей и были старшими сыновьями предыдущих владык. Ладрос Финрод даровал Боромиру, потомку Беора, а Дор-Ломин Финголфин даровал Хадору, потомку Мараха. Халадины же избирали своих вождей сами, без участия Тингола.
Если судить по предыдущей цитате, некоторые люди служили в войске не собственных вождей, а эльфийских королей. О других видах службы ничего не известно. В текстах отмечено, что Беор до конца жизни жил в Нарготронде и служил Финроду, а Малах Арадан и его сын Хадор жили некоторое время в крепости Барад-Эйтель и служили Финголфину.
Во дни Долгого Мира люди служили эльфам разведчиками на севере, возле крепости Моргота. «В те дни сила людей добавилась к силе нолдор, и надежда их воспрянула; и Моргот был взят в осаду, ибо народ Хадора, привычный к холоду и долгим переходам, не боялся заходить иногда далеко на север и наблюдать за передвижениями Врага. Люди Трех Домов процветали и умножались, но величайшим из них был дом Хадора Златовласого, равного эльфийским владыкам» (с) «Сильмариллион».
Как говорится в «Поздней Квэнта Сильмариллион» люди, когда пришли в Белерианд, были «грубы и скудно одеты», хотя лагерь у них был хорошо организован. Вещи их тоже были сделаны неискусно, говорится, что у Беора была «грубо сделанная» арфа. Но и музыке они была «плохо обучены», потому что учились только у Темных Эльфов за Синими горами (это были нандор и авари, которые знали и умели меньше других эльфов, за исключением лишь того, что превосходили жителей Белерианда в знании растений, животных и птиц).
Тем временем люди продолжали учиться у эльфов: «… эдайн древности быстро выучились у эльдар тем знаниям и умениям, что смогли усвоить, и сыны их обрели искусность и мудрость, так что далеко превзошли всех других людей, что жили на востоке за горами и не видели эльдар…» (с) «Сильмариллион»
Сто сорок пять лет прошло со времени прихода людей в Белерианд, сменилось несколько поколений, когда Долгий Мир закончился, и разразилась четвертая великая битва, Дагор Браголлах. Здесь люди впервые сражались вместе с эльфами, и хотя они проиграли это сражение, все же разгром не был полным и что-то удалось сохранить благодаря людям. «…он (Моргот) посчитал доблесть нолдор и силу людей, что сражались с ним, меньшей, чем было на самом деле. Хотя и великой была его победа в Браголлах и в следующие несколько лет, и великий вред нанес он своим врагам, его собственные потери были не меньшими; и хотя он удержал Дортонион и Ущелье Сириона, эльдар, оправившись от первого страха, принялись отвоевывать потерянное» (с) «Сильмариллион». Следует отметить, что после этой битвы народ Беора был практически уничтожен.
Но это было только начало великих событий, связанных с людьми. Через три года после этой битвы двое сыновей вождя народа Хадора, Хурин и Хуор, были спасены орлами от орков и отнесены в эльфийский город Гондолин. Тургон приветил юношей, потому что некогда Вала Ульмо предсказал ему, что надежды его города связаны именно с людьми из Народа Хадора. Через год Хурин и Хуор вернулись к отцу в Хитлум, и их пребывание в Гондолине имело важные последствия.
В тот же год халадины вместе с синдар Дориата нанесли такое жестокое поражение оркам, спускавшимся на юг по Ущелью Сириона, что те долго не дерзали переходить Тейглин, и Нарготронд мог копить силы для дальнейшей войны.
Через десять лет после Браголлах началась первая из великих историй о людях – история любви Берена и Лютиэн. Не буду здесь ее пересказывать, остановлюсь только на последствиях, которые она имела для Белерианда.
Прежде всего, ее последствием являлась смерть Финрода, короля Нарготронда, и воцарение в городе его брата Ородрета. В это же время Ородрет изгнал из города своих двоюродных братьев, Келегорма и Куруфина, сыновей Феанора, и разорвал союз с их родом.
Другим, еще более важным и даже, можно сказать, судьбоносным последствием было то, что Берену и Лютиэн удалось добыть у Моргота один из Сильмарилей. После долгих перипетий этот самоцвет попал в Дориат, к королю Тинголу, а затем перешел по наследству к его внуку Диору, сыну Берена и Лютиэн.
И последним, также важным последствием, было то, что Поход за Сильмарилем вдохновил Маэдроса, сына Феанора, на создание союза против Моргота.
В этом союзе были собраны значительные силы, но отнюдь не все, что могли бы собрать эльфы. Нарготронд и Дориат из-за событий, связанных с походом Берена, не стали выходить на войну. Маэдросу пришлось взять в союзники других людей, вастаков, недавно пришедших из-за гор, и это послужило причиной последующего поражения эльфов.
В этой битве люди снова помогали эльфам. Народ Беора был практически уничтожен, но народ Хадора и народ Халет пострадали куда меньше. Воины народа Хадора, конечно, выступил под началом своего короля, Фингона, а большой отряд воинов из народа Халет присоединился к нему.
Как я уже говорила выше, эта битва, которую назвали Нирнаэт Арноэдиад, закончилась поражением, однако люди-эдайн снова сыграли очень важную роль. Еще до начала битвы из Гондолина вышел Тургон с большим войском. Но армии Фингона и Тургона на западе потерпели поражение. Фингон был убит. Тургон отступал на юг, пока не подошел к Топям Серех, за которыми располагалось Ущелье Сириона. И тут Хурин и Хуор (те юноши, что некогда побывали в Гондолине и сдружились с Тургоном) сказали ему, что они останутся здесь вместе со своим народом и будут сдерживать орков, пока войско Гондолина не уйдет. Хуор при этом предсказал, что от него и Тургона произойдет надежда эльфов и людей. Тургон после некоторого колебания согласился, и воины народа Хадора так долго сдерживали врагов, что он смог уйти. При этом почти все воины-люди были убиты, погиб и Хуор, а Хурина взяли в плен. Говорится, что «из всех деяний той войны, что Отцы Людей вели на стороне эльдар, последнее сражение людей Дор-Ломина – самое прославленное» (с) «Сильмариллион».
Предводитель народа Халет также был убит, а из его отряда в Бретиль вернулось только трое.
Хитлум был захвачен. Большинство мужчин народа Хадора было убито в сражении, многие женщины и дети погибли в рабстве. После этой битвы могущество народа Хадора было сломлено.
Отмечается также, что в Нирнаэт Арноэдиад люди впервые сражались с людьми (эдайн – с вастаками-предателями).
После этой битвы начинается вторая великая история о герое-человеке – это история Турина. Его жизнь и деяния также привели ко многим важным последствиям для Белерианда.
Прежде всего, Турин и его родичи в некотором смысле «заложили мину» под существование Дориата – ведь именно из-за деяний Турина в Дориат принесли Наугламир, который вместе с Сильмарилем явился причиной убийства Тингола и падения Завесы Мелиан.
В жизни Нарготронда, еще одного тайного эльфийского города, Турин сыграл поистине роковую роль. Именно благодаря его действиям Моргот обратил сугубое внимание на этот город, а сам Турин еще и построил мост через Нарог, что сделало Нарготронд уязвимым. Следует также отметить, что эльфы слушали Турина почти как короля, да, фактически, он и был королем вместо «слабого владыки» Ородрета. Это показывает, что эльфы вполне были готовы подчиняться человеку, хотя люди и считались младшим народом по сравнению с ними.
Нарготронд пал – из-за моста и излишней самоуверенности Турина, а он сам продолжил свой роковой путь и направился в Дор-Ломин, а затем – в Бретиль. В Бретиле он совершил свой главный подвиг – убил дракона Глаурунга. Таким образом, Моргот потерял одного из могущественнейших своих слуг.
Вскоре после этого и сам Турин погиб, но не закончилось его влияние на жизнь Белерианда. В Бретиль пришел его отец Хурин, отпущенный Морготом из плена, и из-за этого между халадинами началась междоусобная стычка. Все члены правящего рода в ней погибли, и халадины перестали быть народом, который представлял собой хоть какую-то силу.
Итак, история Турина и его родичей касалась напрямую или косвенно Дориата и Нарготронда, двух могучих королевств эльфов, и народа халадинов, единственного народа эдайн, сохранившего в то время свободу и силу. Так что это была одна из самых важных историй в Первой Эпохе.
Все три народа эдайн перестали играть значимую роль в жизни Белерианда как целые народы к началу третьей «великой истории», героем которой был Туор, двоюродный брат Турина. Он становится посланником Ульмо в Гондолин (замечательно, что посланником становится не эльф, а человек – еще одно доказательство важности людей как народа для автора), приходит в Гондолин и становится мужем дочери короля. У него рождается сын Эарендиль. Гондолин вскоре после прихода Туора пал (последним из эльфийских королевств) – но это дало толчок для плаваний Эарендиля, который отправился в Валинор. Путь в Валинор ему открывает Сильмариль, приданое его жены Эльвинг, дочери Диора, и, таким образом, две «великие истории» (Берена и Туора) сливаются в этом финальном аккорде. Как известно, последствием успешной миссии Эарендиля было то, что войско Валар отправилось в Белерианд, где разразилась Война Гнева. В результате войны Моргот был побежден и изгнан за Стены Мира.
Следует отметить, что остатки Трех Народов эдайн участвовали в Войне Гнева. «И такое малое число эдайн, что осталось от трех домов Друзей Эльфов, Отцов Людей, билось на стороне Валар, и в те дни были отомщены Барагунд и Барахир, Галдор и Гундор, Хуор и Хурин, и многие другие вожди людей». (с) «Сильмариллион». Между тем, об участии эльфов Белерианда в этой войне ничего напрямую не говорится.
После войны эдайн был дарован во владение остров Нуменор, куда большинство из них и отправилось. Но здесь начинается Вторая Эпоха, и я не буду на ней останавливаться.
Итак, можно отметить, что, хотя в Белерианде «главным» народом считались эльфы, все же люди играли не просто большую, но ключевую роль во многих событиях эпохи. Автор (внутренний и внешний) никоим образом не сосредотачивается только на эльфах и не позиционирует людей только как подданных и слуг эльфийских владык, они играют важную роль в жизни Белерианда, их решения и деяния часто становятся судьбоносными. Эльфы также не считают зазорным подчиняться человеку или полуэльфу.
8.Название: Наследственное право у эльфов
Форма: фандомная статья
Персонажи: эльфы
Категория: джен
Рейтинг: G
Размер: 1547 слов
Форма для голосования: #. fandom Silmarillion 2012 - работа "Наследственное право у эльфов"
Эльфы в легендариуме Дж.Р.Р.Толкина являются бессмертными существами, но их можно убить. Таким образом, право наследования среди них хоть и не обладает такой значимостью, как у людей, но все же понятие не бессмысленное.
Даже в беспечальном Валиноре, где (до определенного момента) не было убийств, наследственное право имело место быть. Но это не так уж бессмысленно, как может показаться на первый взгляд.
Во-первых, в Валиноре эльфы все же умирали. Например, умерла Мириэль, первая жена Финвэ и мать Феанора. Да и нельзя исключать и несчастные случаи – падение с высоты, несчастный случай на охоте, утопление, пожар и т.д.
Во-вторых, король мог отсутствовать (отправиться в путешествие, например). Тогда «наследник» играл роль наместника (как это часто бывало и в земной истории).
В-третьих, король мог попросту отказаться от короны и, например, уйти размышлять о вечном на склоны Таниквэтиль.
Во всех этих случаях становилась необходимостью замена короля, а поскольку очевидно, что у эльфов большую роль играло родство, то наследником становился обычно его родич (и лишь в случае полного отсутствия родственников правителем становился некто другой – на самом деле, в текстах описан только один такой случай и то – только в Третьей Эпохе, я имею в виду Лориэн).
Явно и очевидно, что уже ко времени прихода в Валинор эльфы задумывались о таком понятии, как наследственное право. Я полагаю, что толчком к этому послужила ситуация при проживании у Куйвиэнэн и период Великого Похода – когда стало ясно, что предводитель может погибнуть или пропасть (как Эльвэ). Чтобы в народе после этого не случились разброд и шатание, следует назначить ему «заместителя», который примет бразды правления после гибели или исчезновения вождя.
Итак, в Валиноре эльфы уже хорошо знают, что такое наследственные права и даже начинают из-за этого ссориться. Известно, что конфликт между Феанором и Финголфином, сыновьями Финвэ, произошел как раз из-за права на старшинство. Феанор считал, что его права, как старшего сына, ущемляются.
Феанор уже в Валиноре, еще при жизни Финвэ называл себя его наследником. «Мы (Феанор и его сыновья) его (Финвэ) наследники по праву и старший дом» (с) «Шибболет Феанора».
Феанор подозревает, что Финвэ, его самого и его сыновей отстранят от правления и королем станет Финголфин: «Попытайся еще раз занять мое место и отнять у меня любовь отца и, быть может, этот меч избавит нолдор от того, кто желает стать повелителем рабов» (c) «Сильмариллион».
Сын или брат?
С момента убийства Финвэ проблема наследования становится весьма актуальной. И здесь начинаются иные проблемы. Прежде всего, мы видим, что мало быть «наследником по праву», следует также заручиться поддержкой большинства народа, чтобы принца признали королем. Хотя наследником Финвэ и был Феанор, все же большинство нолдор поддержало кандидатуру Финголфина и признало королем именно его. Так народ нолдор раскололся на два лагеря.
Интересно также отметить, что при выходе войск из врат Тириона, отвечая вестнику Манвэ, Феанор еще не называет себя королем, но только «наследником короля»: «Тогда сей доблестный народ позволит уйти наследнику своего короля в изгнание одному и вернется к своим оковам?» (с) «Сильмариллион»
Неясно, что случилось бы, если бы Феанор и Финголфин встретились в Эндорэ (скорее всего, раскол был бы закреплен, и два отдельных народа нолдор подчинялись бы каждый своему королю), но эта проблема исчезла после гибели Феанора и спасения Маэдроса из Ангбанда. Однако тут становится очевидным, что наследовать Феанору должен был именно Маэдрос, но он от своего имени, от имени братьев и от имени их существующих или будущих детей отказался от претензий на королевскую власть (отречение «за всех» подтверждается цитатой: «Дом Феанора был назван Отлученными, из-за того, что верховная власть перешла от них, старших, к дому Финголфина, в Элендэ и Белерианде» (с) «Сильмариллион». Следует, однако отметить, что власть в Элендэ (Валиноре) перешла не к дому Финголфина, а к дому Финарфина).
Если бы Маэдрос не считался наследником (и королем нолдор «по умолчанию» - по крайней мере, так считали последователи Феанора), то он бы не смог передать право на корону Финголфину, брату Феанора. Передача сопровождалась такими словами:
«Если бы даже обида не лежала между нами, владыка, то по праву титул короля должен был перейти к тебе, старшему из дома Финвэ и не последнему из мудрых». (с) «Сильмариллион»
Собственно, слова Маэдроса заставляют задуматься и еще об одном способе передачи власти – старшему в роду, в данном случае – брату предыдущего короля, который старше его сына. Однако же, как я говорила выше, странно было бы думать, что Маэдрос мог передавать то, что ему не принадлежало. Таким образом, я делаю вывод, что традиция передачи власти у эльфов еще не устоялась и было неясно, кто должен наследовать – сын или брат.
После гибели Финголфина королем нолдор в Белерианде стал его старший сын Фингон. А Финрод, сын третьего сына Финвэ, Арфина, назвал своего отца Финарфином, то есть дал ему «королевскую приставку» к имени. Таким образом, получается, что Верховным Королем всех нолдор становится брат, а не сын предыдущего короля: к имени Фингона еще одну «титульную» приставку никто не присоединяет.
Далее, после смерти Фингона, несмотря на существование его сына, Эрейниона Гиль-Галада, Верховным Королем нолдор был назван брат Фингона, Тургон. Возможно, здесь дело в том, что Гиль-Галад был еще слишком мал, чтобы стать королем, или все-таки титул передавался от брата к брату? Скорее всего, верен второй вывод: при наличии братьев у короля титул передавался им, а не сыновьям. Однако же после смерти Тургона титул был передан не его внуку Эарендилю, а его племяннику Гиль-Галаду, который был старше Эарендиля. Келебримбор же, внук Феанора, не получил этого титула даже после смерти Фингона и Тургона, что еще раз подтверждает отказ всех потомков Феанора от короны.
У самого Гиль-Галада детей не было. Но после его гибели титул Верховного Короля нолдор в Средиземье уже не использовался, хотя потомки Финвэ еще жили здесь (Галадриэль, Келебриан, Эльронд, Элладан и Эльрохир, Арвен). Вероятно, дело в том, что нолдор осталось слишком мало, чтобы титул их короля имел какой-то смысл. Каждое эльфийское поселение (Серые Гавани, Ривенделл, Лихолесье, Лориэн) имело своих собственных правителей, равных между собой. При этом королем именуют только Трандуиля, правителя Лихолесья.
Интересный момент связан также с одним случаем наследования среди народа Беора. Предпоследний правитель этого народа, Бреголас, погиб в битве и следующим правителем стал его брат Барахир. Однако у Бреголаса было два сына, причем вполне взрослых (у них самих уже были жены и дети). Почему же правителем не назван старший сын Бреголаса Барагунд? Нет ли здесь подражания эльфам? Ведь раньше у народа Беора правителем всегда становился сын, даже при наличии живого младшего брата предыдущего правителя. Возможно, это косвенное доказательство того, что у эльфов брат наследовал брату, а не отец – сыну, и народ Беора здесь следует этой традиции.
Передача титула женщинам и по женской линии
После смерти Финвэ его старшая дочь Финдис не претендовала на власть над нолдор, хотя она была старше обоих своих братьев – Финголфина и Финарфина.
Интересно, что нет ни одного примера правящей королевы эльфов, хотя власть через женщин передается. Например, королем Дориата после смерти Тингола становится его внук Диор, сын дочери Тингола, Лютиэн – но не сама Лютиэн.
Когда Маэглин узнает о Гондолине и своем родстве с его королем, говорится, что «он (Тургон) не имеет наследников, ибо его жена Эленвэ погибла при пересечении Хэлькараксэ, и единственным ребенком короля была его дочь Идриль Келебриндал» (с) «Сильмариллион». Из этой фразы ясно, что сама Идриль наследницей не считалась, на чем и зиждятся мечтания Маэглина – он, как самый близкий родич-мужчина Тургона, становится его наследником. По этим двум примерам я делаю вывод, что женщины среди эльфов не числились полноправными наследницами и будущими королевами, в крайнем случае, они правили вместе с мужем (как Галадриэль и Келеборн).
Итак, в случае незамужней Идриль наследником становился Маэглин (отметим, что он родич короля тоже по женской линии – через сестру). Маэглин вскоре полюбил Идриль и возжелал жениться на ней, что окончательно укрепило бы его позиции. Но Идриль вышла замуж за Туора и родила сына Эарендиля. Теперь у Тургона был прямой наследник через дочь. Здесь возникает дилемма. Если править должен «старший в роду» (что следует из слов Маэдроса, приведенных выше), то королем должен был бы стать Маэглин. Но если имеет значение родство по прямой, а не по боковой линии – то королем полагалось бы стать Эарендилю. Неясно, что произошло бы при конфликте этих двух наследников, буде до этого бы дошло дело. Известно, что Маэглин пытался убить Эарендиля, быть может, не только как сына соперника в любви, но и как соперника в наследственном праве. Но прямо до такого конфликта дела все же не дошли, в связи с гибелью Маэглина, и править остатками гондолинцев после ухода Туора и Идрили стал именно Эарендиль.
Вернемся снова к Тинголу и Лютиэн. Известно, что у Тингола был младший брат Эльмо, у которого было два сына: Галатиль и Галадон. Тем не менее, наследником Тингола стал его внук Диор, сын Лютиэн и Берена (отдельный интерес вызывает тот факт, что он был человеком, а не эльфом). Почему же королями не становятся брат или племянники Тингола? Объяснение может быть двояким. Либо этих мужчин-родичей уже не было в живых (или они находились в неизвестном или труднодоступном для жителей Дориата месте). Либо здесь важен тот факт, что Лютиэн дочь не только Тингола, но и Мелиан. Мелиан была из народа айнур, высших духов, и считалась равной (если не выше) Тинголу. Таким образом, Лютиэн, как ребенок обоих равноправных владык Дориата (а точнее, сын Лютиэн) имеет больше прав на корону, чем брат и племянники одного лишь Тингола.
Выводы:
1) С понятием «наследник» эльфы были знакомы уже в Валиноре.
2) Власть передавалась не сыну прежнего короля, а «старшему в роду» (часто это был младший брат короля).
3) Женщины не считались полноправными наследницами, но их сыновья могли унаследовать корону.
URL записи
Автор: fandom Silmarillion 2012
Форма: керамика, молочный обжиг
Категория: джен
Рейтинг: G
Примечание: Буквы принадлежат эльфийской письменности "тэнгвар", придуманной Дж.Р.Р.Толкином. Руны могут использоваться для гадания по аналогии со скандинавскими рунами.
Форма для голосования: #. fandom Silmarillion 2012 - работа "Тэнгвар для гадания"








2.Название: Пробуждение балрога
Форма: рисование пластилином
Персонажи: балрог
Категория: джен
Рейтинг: G
Примечание: В глубинах земли пробуждается огненное чудовище - балрог...
Форма для голосования: #. fandom Silmarillion 2012 - работа "Пробуждение балрога"


3.Название: Манвэ
Форма: рисование пластилином
Персонажи: Манвэ
Категория: джен
Рейтинг: G
Примечание: Манвэ - глава Валар, Повелитель Ветров...
Форма для голосования: #. fandom Silmarillion 2012 - работа "Манвэ"


4.Название: Гербы
Форма: вышивка (гладь)
Категория: джен
Рейтинг: G
Исходники: Рисунки гербов авторства Дж.Р.Р.Толкина
Размер: 6 салфеток
Примечание: Для эльфов и людей королевских родов Дж.Р.Р.Толкин нарисовал гербы. Здесь вышиты гербы трех сыновей короля Финвэ (Феанора, Финголфина и Финарфина), два герба Лютиэн, дочери короля Тингола и герб Идрили, дочери короля Тургона.
Форма для голосования: #. fandom Silmarillion 2012 - работа "Гербы"

5.Название: Лэйтиан
Фотограф: fandom Silmarillion 2012
Обработка фото: fandom Silmarillion 2012
Текст: Дж.Р.Р.Р.Толкиен "Сильмариллион"
Форма: куклокосплей, фотоистория
Категория: гет, джен
Пейринг: Берен/Лютиэн, Келегорм/Лютиэн, Куруфин, Финрод, Даэрон
Рейтинг: G
Исходники: куклы - фирм Mattel, Fashion Royalty и M&C Toy Centre Ltd, а также неизвестных китайских производителей, одежда - fandom Silmarillion 2012 и фирмы Mattel
Размер: 6 фото
Примечание: Фотоистория освещает не всю историю Берена и Лютиэн, а только некоторые эпизоды.
Форма для голосования: #. fandom Silmarillion 2012 - работа "Лэйтиан"







6. Название: Друзья
Фотограф: fandom Silmarillion 2012
Форма: Куклокосплей
Категория: джен
Персонажи: Фингон (Финдекано), Маэдрос (Майтимо)
Рейтинг: G
Исходники: куклы - фирма MOOQLA, костюмы сшиты анонимными доброжелателями.
Размер: 9 фото
Форма для голосования: #. fandom Silmarillion 2012 - работа "Друзья"

В обычной жизни они - обычные ребята, но надевая костюмы, они преображаются и входят в образ своих любимых героев - Майтимо и Финдекано.

И вот они уже видят перед собой не городские дома, а пейзажи Средиземья...

Финдекано ищет своего друга среди скал Тангородрим.

Финдекано в Виньямаре.

В окрестностях озера Митрим.

На стене крепости Барад-Эйтель. Высматривает врагов.

Врагов поблизости нет, а вот друг уже едет.

Финдекано и Майтимо в горах Эред Ветрин.

И снова в Барад-Эйтель.


И вот они уже видят перед собой не городские дома, а пейзажи Средиземья...

Финдекано ищет своего друга среди скал Тангородрим.

Финдекано в Виньямаре.

В окрестностях озера Митрим.

На стене крепости Барад-Эйтель. Высматривает врагов.

Врагов поблизости нет, а вот друг уже едет.

Финдекано и Майтимо в горах Эред Ветрин.

И снова в Барад-Эйтель.

7.Название: Роль эдайн (народа людей) в Первой Эпохе
Форма: фандомная статья
Персонажи: эдайн (люди)
Категория: джен
Рейтинг: G
Размер: 2050 слов
Примечание: В "Сильмариллионе" говорится не только об эльфах. Люди (их называют "эдайн") играют важную роль в повествовании.
Форма для голосования: #. fandom Silmarillion 2012 - работа "Роль эдайн (народа людей) в Первой Эпохе"

Но следует начать с начала, то есть с прихода людей в Белерианд. С самого своего появления люди стали играть важную роль в жизни Белерианда. Эльфийские владыки, услышав о новом народе от Финрода, сразу же заинтересовались потенциальными союзниками (здесь следует отметить, что подобного ажиотажа насчет гномов раньше не наблюдалось, то есть люди заинтересовали эльфов куда больше). Как говорится в главе «О приходе людей на запад» «… многие другие эльфы западных земель, нолдор и синдар, приходили в Эстолад, желая видеть эдайн, чье появление давно было предсказано… Финголфин, как король нолдор, послал к ним вестников, и многие молодые и энергичные люди из эдайн ушли и поступили на службу к королям и владыкам эльдар… Поэтому короли трех домов нолдор, узрев надежду в силе сынов людей, послали к ним весть, что любой из эдайн, который пожелает, может прийти и поселиться среди эльфов» (с) "Сильмариллион".
Как известно, люди Беора стали вассалами Финрода и его братьев, люди Хадора – верховного короля Финголфина и его сына Фингона. Люди Халет не стали служить никому, но заключили союз с Тинголом, владыкой Дориата, обязуясь защищать его западные границы. Люди были вассалами и подчинялись эльфийским владыкам – однако, нельзя сказать, что это происходило только потому, что эльфы – «высший народ». На самом деле, эльфы и люди у Толкина – равны, оба народа – Дети Эру, но дело здесь в том, что люди пробудились позже и имели меньше знаний и «жизненного опыта», чем эльфы, этим и объясняется их подчиненное положение. Кроме того, люди пришли на земли, уже занятые эльфами, и были обязаны поддерживать с ними военный союз за то, что получили право жить на этих землях. Но следует уточнить, что, скорее всего, какого-то экономического подчинения не было. Судя по всему, эльфы и люди обеспечивали свои нужды самостоятельно, а то, что не могли сделать сами (или делали хуже) – покупали. Ни одного упоминания, что некто платил дань или налоги, в текстах нет. Скорее всего, имело место взаимовыгодное сотрудничество (эльфы и люди обменивались плодами своего труда), а «подчинение» людей состояло только в соблюдении эльфийских законов и в военной помощи. Эльфы не вмешивались во внутренние дела людей (равно как и наоборот). Собственно, эльфы и люди даже жили на раздельных землях: «Но через некоторое время короли эльфов, видя, что негоже эльфам и людям жить вместе без всякого порядка, и что людям необходимы владыки из собственного народа, определили земли, где люди могли жить сами и назначили вождей, которые свободно управляли этими землями. Они были союзниками эльдар в войне, но шли в бой под началом своих командиров. Но многие из эдайн с удовольствием дружили с эльфами и жили среди них так долго, как могли; и юноши часто служили некоторое время в воинствах (эльфийских) королей» (с) «Сильмариллион». Следует уточнить, что «назначенные вожди» происходили из родов вождей людей и были старшими сыновьями предыдущих владык. Ладрос Финрод даровал Боромиру, потомку Беора, а Дор-Ломин Финголфин даровал Хадору, потомку Мараха. Халадины же избирали своих вождей сами, без участия Тингола.
Если судить по предыдущей цитате, некоторые люди служили в войске не собственных вождей, а эльфийских королей. О других видах службы ничего не известно. В текстах отмечено, что Беор до конца жизни жил в Нарготронде и служил Финроду, а Малах Арадан и его сын Хадор жили некоторое время в крепости Барад-Эйтель и служили Финголфину.
Во дни Долгого Мира люди служили эльфам разведчиками на севере, возле крепости Моргота. «В те дни сила людей добавилась к силе нолдор, и надежда их воспрянула; и Моргот был взят в осаду, ибо народ Хадора, привычный к холоду и долгим переходам, не боялся заходить иногда далеко на север и наблюдать за передвижениями Врага. Люди Трех Домов процветали и умножались, но величайшим из них был дом Хадора Златовласого, равного эльфийским владыкам» (с) «Сильмариллион».
Как говорится в «Поздней Квэнта Сильмариллион» люди, когда пришли в Белерианд, были «грубы и скудно одеты», хотя лагерь у них был хорошо организован. Вещи их тоже были сделаны неискусно, говорится, что у Беора была «грубо сделанная» арфа. Но и музыке они была «плохо обучены», потому что учились только у Темных Эльфов за Синими горами (это были нандор и авари, которые знали и умели меньше других эльфов, за исключением лишь того, что превосходили жителей Белерианда в знании растений, животных и птиц).
Тем временем люди продолжали учиться у эльфов: «… эдайн древности быстро выучились у эльдар тем знаниям и умениям, что смогли усвоить, и сыны их обрели искусность и мудрость, так что далеко превзошли всех других людей, что жили на востоке за горами и не видели эльдар…» (с) «Сильмариллион»
Сто сорок пять лет прошло со времени прихода людей в Белерианд, сменилось несколько поколений, когда Долгий Мир закончился, и разразилась четвертая великая битва, Дагор Браголлах. Здесь люди впервые сражались вместе с эльфами, и хотя они проиграли это сражение, все же разгром не был полным и что-то удалось сохранить благодаря людям. «…он (Моргот) посчитал доблесть нолдор и силу людей, что сражались с ним, меньшей, чем было на самом деле. Хотя и великой была его победа в Браголлах и в следующие несколько лет, и великий вред нанес он своим врагам, его собственные потери были не меньшими; и хотя он удержал Дортонион и Ущелье Сириона, эльдар, оправившись от первого страха, принялись отвоевывать потерянное» (с) «Сильмариллион». Следует отметить, что после этой битвы народ Беора был практически уничтожен.
Но это было только начало великих событий, связанных с людьми. Через три года после этой битвы двое сыновей вождя народа Хадора, Хурин и Хуор, были спасены орлами от орков и отнесены в эльфийский город Гондолин. Тургон приветил юношей, потому что некогда Вала Ульмо предсказал ему, что надежды его города связаны именно с людьми из Народа Хадора. Через год Хурин и Хуор вернулись к отцу в Хитлум, и их пребывание в Гондолине имело важные последствия.
В тот же год халадины вместе с синдар Дориата нанесли такое жестокое поражение оркам, спускавшимся на юг по Ущелью Сириона, что те долго не дерзали переходить Тейглин, и Нарготронд мог копить силы для дальнейшей войны.
Через десять лет после Браголлах началась первая из великих историй о людях – история любви Берена и Лютиэн. Не буду здесь ее пересказывать, остановлюсь только на последствиях, которые она имела для Белерианда.
Прежде всего, ее последствием являлась смерть Финрода, короля Нарготронда, и воцарение в городе его брата Ородрета. В это же время Ородрет изгнал из города своих двоюродных братьев, Келегорма и Куруфина, сыновей Феанора, и разорвал союз с их родом.
Другим, еще более важным и даже, можно сказать, судьбоносным последствием было то, что Берену и Лютиэн удалось добыть у Моргота один из Сильмарилей. После долгих перипетий этот самоцвет попал в Дориат, к королю Тинголу, а затем перешел по наследству к его внуку Диору, сыну Берена и Лютиэн.
И последним, также важным последствием, было то, что Поход за Сильмарилем вдохновил Маэдроса, сына Феанора, на создание союза против Моргота.
В этом союзе были собраны значительные силы, но отнюдь не все, что могли бы собрать эльфы. Нарготронд и Дориат из-за событий, связанных с походом Берена, не стали выходить на войну. Маэдросу пришлось взять в союзники других людей, вастаков, недавно пришедших из-за гор, и это послужило причиной последующего поражения эльфов.
В этой битве люди снова помогали эльфам. Народ Беора был практически уничтожен, но народ Хадора и народ Халет пострадали куда меньше. Воины народа Хадора, конечно, выступил под началом своего короля, Фингона, а большой отряд воинов из народа Халет присоединился к нему.
Как я уже говорила выше, эта битва, которую назвали Нирнаэт Арноэдиад, закончилась поражением, однако люди-эдайн снова сыграли очень важную роль. Еще до начала битвы из Гондолина вышел Тургон с большим войском. Но армии Фингона и Тургона на западе потерпели поражение. Фингон был убит. Тургон отступал на юг, пока не подошел к Топям Серех, за которыми располагалось Ущелье Сириона. И тут Хурин и Хуор (те юноши, что некогда побывали в Гондолине и сдружились с Тургоном) сказали ему, что они останутся здесь вместе со своим народом и будут сдерживать орков, пока войско Гондолина не уйдет. Хуор при этом предсказал, что от него и Тургона произойдет надежда эльфов и людей. Тургон после некоторого колебания согласился, и воины народа Хадора так долго сдерживали врагов, что он смог уйти. При этом почти все воины-люди были убиты, погиб и Хуор, а Хурина взяли в плен. Говорится, что «из всех деяний той войны, что Отцы Людей вели на стороне эльдар, последнее сражение людей Дор-Ломина – самое прославленное» (с) «Сильмариллион».
Предводитель народа Халет также был убит, а из его отряда в Бретиль вернулось только трое.
Хитлум был захвачен. Большинство мужчин народа Хадора было убито в сражении, многие женщины и дети погибли в рабстве. После этой битвы могущество народа Хадора было сломлено.
Отмечается также, что в Нирнаэт Арноэдиад люди впервые сражались с людьми (эдайн – с вастаками-предателями).
После этой битвы начинается вторая великая история о герое-человеке – это история Турина. Его жизнь и деяния также привели ко многим важным последствиям для Белерианда.
Прежде всего, Турин и его родичи в некотором смысле «заложили мину» под существование Дориата – ведь именно из-за деяний Турина в Дориат принесли Наугламир, который вместе с Сильмарилем явился причиной убийства Тингола и падения Завесы Мелиан.
В жизни Нарготронда, еще одного тайного эльфийского города, Турин сыграл поистине роковую роль. Именно благодаря его действиям Моргот обратил сугубое внимание на этот город, а сам Турин еще и построил мост через Нарог, что сделало Нарготронд уязвимым. Следует также отметить, что эльфы слушали Турина почти как короля, да, фактически, он и был королем вместо «слабого владыки» Ородрета. Это показывает, что эльфы вполне были готовы подчиняться человеку, хотя люди и считались младшим народом по сравнению с ними.
Нарготронд пал – из-за моста и излишней самоуверенности Турина, а он сам продолжил свой роковой путь и направился в Дор-Ломин, а затем – в Бретиль. В Бретиле он совершил свой главный подвиг – убил дракона Глаурунга. Таким образом, Моргот потерял одного из могущественнейших своих слуг.
Вскоре после этого и сам Турин погиб, но не закончилось его влияние на жизнь Белерианда. В Бретиль пришел его отец Хурин, отпущенный Морготом из плена, и из-за этого между халадинами началась междоусобная стычка. Все члены правящего рода в ней погибли, и халадины перестали быть народом, который представлял собой хоть какую-то силу.
Итак, история Турина и его родичей касалась напрямую или косвенно Дориата и Нарготронда, двух могучих королевств эльфов, и народа халадинов, единственного народа эдайн, сохранившего в то время свободу и силу. Так что это была одна из самых важных историй в Первой Эпохе.
Все три народа эдайн перестали играть значимую роль в жизни Белерианда как целые народы к началу третьей «великой истории», героем которой был Туор, двоюродный брат Турина. Он становится посланником Ульмо в Гондолин (замечательно, что посланником становится не эльф, а человек – еще одно доказательство важности людей как народа для автора), приходит в Гондолин и становится мужем дочери короля. У него рождается сын Эарендиль. Гондолин вскоре после прихода Туора пал (последним из эльфийских королевств) – но это дало толчок для плаваний Эарендиля, который отправился в Валинор. Путь в Валинор ему открывает Сильмариль, приданое его жены Эльвинг, дочери Диора, и, таким образом, две «великие истории» (Берена и Туора) сливаются в этом финальном аккорде. Как известно, последствием успешной миссии Эарендиля было то, что войско Валар отправилось в Белерианд, где разразилась Война Гнева. В результате войны Моргот был побежден и изгнан за Стены Мира.
Следует отметить, что остатки Трех Народов эдайн участвовали в Войне Гнева. «И такое малое число эдайн, что осталось от трех домов Друзей Эльфов, Отцов Людей, билось на стороне Валар, и в те дни были отомщены Барагунд и Барахир, Галдор и Гундор, Хуор и Хурин, и многие другие вожди людей». (с) «Сильмариллион». Между тем, об участии эльфов Белерианда в этой войне ничего напрямую не говорится.
После войны эдайн был дарован во владение остров Нуменор, куда большинство из них и отправилось. Но здесь начинается Вторая Эпоха, и я не буду на ней останавливаться.
Итак, можно отметить, что, хотя в Белерианде «главным» народом считались эльфы, все же люди играли не просто большую, но ключевую роль во многих событиях эпохи. Автор (внутренний и внешний) никоим образом не сосредотачивается только на эльфах и не позиционирует людей только как подданных и слуг эльфийских владык, они играют важную роль в жизни Белерианда, их решения и деяния часто становятся судьбоносными. Эльфы также не считают зазорным подчиняться человеку или полуэльфу.
8.Название: Наследственное право у эльфов
Форма: фандомная статья
Персонажи: эльфы
Категория: джен
Рейтинг: G
Размер: 1547 слов
Форма для голосования: #. fandom Silmarillion 2012 - работа "Наследственное право у эльфов"

Даже в беспечальном Валиноре, где (до определенного момента) не было убийств, наследственное право имело место быть. Но это не так уж бессмысленно, как может показаться на первый взгляд.
Во-первых, в Валиноре эльфы все же умирали. Например, умерла Мириэль, первая жена Финвэ и мать Феанора. Да и нельзя исключать и несчастные случаи – падение с высоты, несчастный случай на охоте, утопление, пожар и т.д.
Во-вторых, король мог отсутствовать (отправиться в путешествие, например). Тогда «наследник» играл роль наместника (как это часто бывало и в земной истории).
В-третьих, король мог попросту отказаться от короны и, например, уйти размышлять о вечном на склоны Таниквэтиль.
Во всех этих случаях становилась необходимостью замена короля, а поскольку очевидно, что у эльфов большую роль играло родство, то наследником становился обычно его родич (и лишь в случае полного отсутствия родственников правителем становился некто другой – на самом деле, в текстах описан только один такой случай и то – только в Третьей Эпохе, я имею в виду Лориэн).
Явно и очевидно, что уже ко времени прихода в Валинор эльфы задумывались о таком понятии, как наследственное право. Я полагаю, что толчком к этому послужила ситуация при проживании у Куйвиэнэн и период Великого Похода – когда стало ясно, что предводитель может погибнуть или пропасть (как Эльвэ). Чтобы в народе после этого не случились разброд и шатание, следует назначить ему «заместителя», который примет бразды правления после гибели или исчезновения вождя.
Итак, в Валиноре эльфы уже хорошо знают, что такое наследственные права и даже начинают из-за этого ссориться. Известно, что конфликт между Феанором и Финголфином, сыновьями Финвэ, произошел как раз из-за права на старшинство. Феанор считал, что его права, как старшего сына, ущемляются.
Феанор уже в Валиноре, еще при жизни Финвэ называл себя его наследником. «Мы (Феанор и его сыновья) его (Финвэ) наследники по праву и старший дом» (с) «Шибболет Феанора».
Феанор подозревает, что Финвэ, его самого и его сыновей отстранят от правления и королем станет Финголфин: «Попытайся еще раз занять мое место и отнять у меня любовь отца и, быть может, этот меч избавит нолдор от того, кто желает стать повелителем рабов» (c) «Сильмариллион».
Сын или брат?
С момента убийства Финвэ проблема наследования становится весьма актуальной. И здесь начинаются иные проблемы. Прежде всего, мы видим, что мало быть «наследником по праву», следует также заручиться поддержкой большинства народа, чтобы принца признали королем. Хотя наследником Финвэ и был Феанор, все же большинство нолдор поддержало кандидатуру Финголфина и признало королем именно его. Так народ нолдор раскололся на два лагеря.
Интересно также отметить, что при выходе войск из врат Тириона, отвечая вестнику Манвэ, Феанор еще не называет себя королем, но только «наследником короля»: «Тогда сей доблестный народ позволит уйти наследнику своего короля в изгнание одному и вернется к своим оковам?» (с) «Сильмариллион»
Неясно, что случилось бы, если бы Феанор и Финголфин встретились в Эндорэ (скорее всего, раскол был бы закреплен, и два отдельных народа нолдор подчинялись бы каждый своему королю), но эта проблема исчезла после гибели Феанора и спасения Маэдроса из Ангбанда. Однако тут становится очевидным, что наследовать Феанору должен был именно Маэдрос, но он от своего имени, от имени братьев и от имени их существующих или будущих детей отказался от претензий на королевскую власть (отречение «за всех» подтверждается цитатой: «Дом Феанора был назван Отлученными, из-за того, что верховная власть перешла от них, старших, к дому Финголфина, в Элендэ и Белерианде» (с) «Сильмариллион». Следует, однако отметить, что власть в Элендэ (Валиноре) перешла не к дому Финголфина, а к дому Финарфина).
Если бы Маэдрос не считался наследником (и королем нолдор «по умолчанию» - по крайней мере, так считали последователи Феанора), то он бы не смог передать право на корону Финголфину, брату Феанора. Передача сопровождалась такими словами:
«Если бы даже обида не лежала между нами, владыка, то по праву титул короля должен был перейти к тебе, старшему из дома Финвэ и не последнему из мудрых». (с) «Сильмариллион»
Собственно, слова Маэдроса заставляют задуматься и еще об одном способе передачи власти – старшему в роду, в данном случае – брату предыдущего короля, который старше его сына. Однако же, как я говорила выше, странно было бы думать, что Маэдрос мог передавать то, что ему не принадлежало. Таким образом, я делаю вывод, что традиция передачи власти у эльфов еще не устоялась и было неясно, кто должен наследовать – сын или брат.
После гибели Финголфина королем нолдор в Белерианде стал его старший сын Фингон. А Финрод, сын третьего сына Финвэ, Арфина, назвал своего отца Финарфином, то есть дал ему «королевскую приставку» к имени. Таким образом, получается, что Верховным Королем всех нолдор становится брат, а не сын предыдущего короля: к имени Фингона еще одну «титульную» приставку никто не присоединяет.
Далее, после смерти Фингона, несмотря на существование его сына, Эрейниона Гиль-Галада, Верховным Королем нолдор был назван брат Фингона, Тургон. Возможно, здесь дело в том, что Гиль-Галад был еще слишком мал, чтобы стать королем, или все-таки титул передавался от брата к брату? Скорее всего, верен второй вывод: при наличии братьев у короля титул передавался им, а не сыновьям. Однако же после смерти Тургона титул был передан не его внуку Эарендилю, а его племяннику Гиль-Галаду, который был старше Эарендиля. Келебримбор же, внук Феанора, не получил этого титула даже после смерти Фингона и Тургона, что еще раз подтверждает отказ всех потомков Феанора от короны.
У самого Гиль-Галада детей не было. Но после его гибели титул Верховного Короля нолдор в Средиземье уже не использовался, хотя потомки Финвэ еще жили здесь (Галадриэль, Келебриан, Эльронд, Элладан и Эльрохир, Арвен). Вероятно, дело в том, что нолдор осталось слишком мало, чтобы титул их короля имел какой-то смысл. Каждое эльфийское поселение (Серые Гавани, Ривенделл, Лихолесье, Лориэн) имело своих собственных правителей, равных между собой. При этом королем именуют только Трандуиля, правителя Лихолесья.
Интересный момент связан также с одним случаем наследования среди народа Беора. Предпоследний правитель этого народа, Бреголас, погиб в битве и следующим правителем стал его брат Барахир. Однако у Бреголаса было два сына, причем вполне взрослых (у них самих уже были жены и дети). Почему же правителем не назван старший сын Бреголаса Барагунд? Нет ли здесь подражания эльфам? Ведь раньше у народа Беора правителем всегда становился сын, даже при наличии живого младшего брата предыдущего правителя. Возможно, это косвенное доказательство того, что у эльфов брат наследовал брату, а не отец – сыну, и народ Беора здесь следует этой традиции.
Передача титула женщинам и по женской линии
После смерти Финвэ его старшая дочь Финдис не претендовала на власть над нолдор, хотя она была старше обоих своих братьев – Финголфина и Финарфина.
Интересно, что нет ни одного примера правящей королевы эльфов, хотя власть через женщин передается. Например, королем Дориата после смерти Тингола становится его внук Диор, сын дочери Тингола, Лютиэн – но не сама Лютиэн.
Когда Маэглин узнает о Гондолине и своем родстве с его королем, говорится, что «он (Тургон) не имеет наследников, ибо его жена Эленвэ погибла при пересечении Хэлькараксэ, и единственным ребенком короля была его дочь Идриль Келебриндал» (с) «Сильмариллион». Из этой фразы ясно, что сама Идриль наследницей не считалась, на чем и зиждятся мечтания Маэглина – он, как самый близкий родич-мужчина Тургона, становится его наследником. По этим двум примерам я делаю вывод, что женщины среди эльфов не числились полноправными наследницами и будущими королевами, в крайнем случае, они правили вместе с мужем (как Галадриэль и Келеборн).
Итак, в случае незамужней Идриль наследником становился Маэглин (отметим, что он родич короля тоже по женской линии – через сестру). Маэглин вскоре полюбил Идриль и возжелал жениться на ней, что окончательно укрепило бы его позиции. Но Идриль вышла замуж за Туора и родила сына Эарендиля. Теперь у Тургона был прямой наследник через дочь. Здесь возникает дилемма. Если править должен «старший в роду» (что следует из слов Маэдроса, приведенных выше), то королем должен был бы стать Маэглин. Но если имеет значение родство по прямой, а не по боковой линии – то королем полагалось бы стать Эарендилю. Неясно, что произошло бы при конфликте этих двух наследников, буде до этого бы дошло дело. Известно, что Маэглин пытался убить Эарендиля, быть может, не только как сына соперника в любви, но и как соперника в наследственном праве. Но прямо до такого конфликта дела все же не дошли, в связи с гибелью Маэглина, и править остатками гондолинцев после ухода Туора и Идрили стал именно Эарендиль.
Вернемся снова к Тинголу и Лютиэн. Известно, что у Тингола был младший брат Эльмо, у которого было два сына: Галатиль и Галадон. Тем не менее, наследником Тингола стал его внук Диор, сын Лютиэн и Берена (отдельный интерес вызывает тот факт, что он был человеком, а не эльфом). Почему же королями не становятся брат или племянники Тингола? Объяснение может быть двояким. Либо этих мужчин-родичей уже не было в живых (или они находились в неизвестном или труднодоступном для жителей Дориата месте). Либо здесь важен тот факт, что Лютиэн дочь не только Тингола, но и Мелиан. Мелиан была из народа айнур, высших духов, и считалась равной (если не выше) Тинголу. Таким образом, Лютиэн, как ребенок обоих равноправных владык Дориата (а точнее, сын Лютиэн) имеет больше прав на корону, чем брат и племянники одного лишь Тингола.
Выводы:
1) С понятием «наследник» эльфы были знакомы уже в Валиноре.
2) Власть передавалась не сыну прежнего короля, а «старшему в роду» (часто это был младший брат короля).
3) Женщины не считались полноправными наследницами, но их сыновья могли унаследовать корону.
@темы: Средиземье